Колонки: «Я — чероки!» — потомок черных рабов

Услышав из уст афроамериканца гордое «я — чероки!» в первый раз, я решила, что в роду этого человека наверняка есть представители коренного населения Америки. По данным американского Бюро переписи населения, во время опроса, проводившегося в 2010 году, почти 819 тыс. американцев заявили, что по крайней мере один их предок был чероки.

К слову, среди потомков чероки и других племен немало знаменитостей – музыканты Джимми Хендрикс и Элвис Пресли, Майкл Джексон и Шер, Бейонсе и Тайра Бэнкс, актеры Кевин Костнер, Джонни Депп и Чак Норрис, Камерон Диас и Анджелина Джоли, режиссер Квентин Тарантино и многие другие.

Однако помимо множества американцев, считающих себя чероки по крови, в США, как выяснилось, есть еще и 3 тыс. афроамериканцев, не связанных с чероки, что называется, кровными узами, но признанных членами трайба в судебном порядке. Потому что все они — потомки черных рабов, хозяевами которых были... индейцы племени чероки.

Как и многие из тех, кто в советском детстве взахлеб читал книги Фенимора Купера и Майна Рида и не пропускал ни одного фильма с «главным индейцем СССР» — югославским актером Гойко Митичем, до переезда в индейский штат Оклахома я считала, что коренное население США претерпело от нашествия европейцев немало лишений. И это абсолютная правда.


Индейцев заживо сжигали, массово заражали инфекционными болезнями, убивали в упор из огнестрельного оружия, которого у них поначалу не было, выгоняли с земель, на которых племена жили поколениями, обрекая на голодную смерть.


Точных сведений нет, поскольку в доколумбову эпоху перепись жителей обоих американских континентов никто не вел. Тем не менее на основе исторических источников ученые установили, что за 4 века колонизации Южной и Северной Америки коренное население этих материков сократилось с 15 млн до 237 тыс. человек. Индейцев заживо сжигали, массово заражали инфекционными болезнями, убивали в упор из огнестрельного оружия, которого у них поначалу не было, выгоняли с земель, на которых племена жили поколениями, обрекая на голодную смерть. Обочины пересекающей Оклахому Дороги слез (Trail of Tears), по которой шли выселенные в 30-е годы XVIII века племена чокто, чероки, маскогов, чикасо и семинолы, буквально усеяны могилами индейских стариков, детей и женщин. Каждый музей штата, посвященный его истории, хранит немало свидетельств о том времени.

Плоды цивилизации

Для 5 «цивилизованных племен», как при президенте Вашингтоне называли трайбы чероки (cherokee), чикасо (chickasaw), чокто (сhoctaw), маскогов (сreek) и семинолов (seminole), даже сегодня, почти 200 лет спустя, тема этого переселения — одна из самых болезненных. Кроме того, что коренные народы потеряли огромное количество соплеменников, как минимум половину которых составляли дети — будущее племен, тяжелым ударом для них стало вероломство «бледнолицых».

Колонки: «Я — чероки!» — потомок черных рабов

Дело в том, что чероки, чокто, чикасо, маскоги и семинолы — одни из первых индейских трайбов, включившихся в так называемый «процесс культурной трансформации», который начал набирать силу при Джордже Вашингтоне и Генри Ноксе. Именно поэтому их и назвали «цивилизованными племенами». Назвали, разумеется, белые, видимо полагая, что прошлое коренного населения Америки под определение «цивилизация» не подпадает.

Трайб чероки в освоении европейских технологических достижений и культурных традиций преуспел особенно. К 1831 году у племени, жившего на территории современных Джорджии, Теннесси и Алабамы, была своя письменность. Слоговой азбукой, созданной вождем племени Секвойей, чероки пользуются по сей день. Секвойя учредил и начал издавать газету «Чероки Феникс», им же были открыты и школы. Наконец, чероки массово принимали христианство и даже пытались создать свою конституцию.


В 1830 Конгресс США принял Закон о выселении индейцев, согласно которому чероки, чокто, маскоги, чикасо и семинолы должны были своим ходом отправиться с богатого и обустроенного юго-востока на дикие земли Великих Равнин.


Решение президента Джексона, поддержавшего горячее желание законодательных собраний штатов Алабама, Джорджия и Теннесси выселить чероки, а с ними еще 4 цивилизованных племени с их собственных земель (земель, надо сказать, «окультуренных» — чероки, чокто, семинолы, чикасо и маскоги выращивали кукурузу, хлопок), стало для коренных американцев катастрофой, которая в прямом смысле слова поставила их на грань выживания.

В конце мая 1830 года Конгресс США принял Закон о выселении индейцев (Indian Removal Act), согласно которому чероки, чокто, маскоги, чикасо и семинолы должны были своим ходом отправиться с богатого и обустроенного юго-востока на дикие земли Великих Равнин — нынешней Оклахомы, которая до 1907 года штатом не являлась и называлась Индейской территорией.

Кто на повозках, кто пешком, по жаре и в адской влажности индейцы месяцами добирались до нового места жительства. И вместе с native americans в прерии будущей Оклахомы отправились... их чернокожие рабы.

Рабские замашки

Да-да, у американских индейцев были самые настоящие чернокожие рабы, количество которых исчислялось даже не сотнями, а тысячами. Вместе с племенами по Дороге слез в начале 1830-х годов на Великие Равнины отправились тысячи рабов африканского происхождения. Только у чероки в то время их насчитывалось более 2 тысяч. А менее чем через 30 лет на плантациях и в домах чероки было уже 4,6 тыс. рабов.

Справедливости ради нужно сказать, что рабовладельцами были все 5 цивилизованных племен, но больше всех в этом «преуспели» именно чероки. За несколько лет до переселения они даже создали специальный «рабский» кодекс — по образу и подобию документа, написанного белыми владельцами южных плантаций. Так же как и «белый», кодекс чероки запрещал рабам и их потомкам, включая представителей смешанной расы, владеть собственностью, зарабатывать деньги, употреблять алкоголь и вступать в брак с представителями племени.


У американских индейцев были самые настоящие чернокожие рабы, количество которых исчислялось даже не сотнями, а тысячами.


Более того, во время Гражданской войны чероки, казалось бы достаточно натерпевшиеся от несправедливого отношения белых поселенцев, присоединились не к северянам, сражавшимся за права угнетенных, а к Конфедерации. И защищали в том числе и свое право на владение рабами. Присоединившись к конфедератам, чероки даже выступили с заявлением: «...Бушующая сейчас война — это война северной алчности и фанатизма против института рабства африканцев, против коммерческой свободы Юга и против политической свободы Штатов».

По окончании войны в 1866 году, в которой Конфедерация потерпела поражение, по соглашению с федеральным правительством трайб чероки предоставил всем своим рабам и их потомкам полное племенное гражданство. Некоторые из них даже были избраны в законодательное собрание чероки.

Однако главный вопрос — возможность получить в собственность хотя бы маленький клочок земли — для бывших рабов, которые сами себя называли freedmen, оставался открытым еще почти четверть века. Как, собственно, и для тех, кто был когда-то их хозяевами.

До начала XX века вся земля, выделенная индейцам на территории нынешней Оклахомы, принадлежала племенам. В индивидуальной собственности были лишь возведенные на ней постройки.

Колонки: «Я — чероки!» — потомок черных рабов рис 2

Перемены начались только в конце XIX века, когда федеральное правительство стало готовиться к образованию штата Оклахома и провело первую перепись населения Индейской территории, получившую название Доуз-Ролл (Dawes Roll). Официально пересчитав всех членов племен — индейцев и вольноотпущенников, правительство наконец постановило наделить каждого попавшего в список 160 акрами земли. Правда, как показала история, делалось это не столько для того, чтобы восстановить справедливость, сколько чтобы белые переселенцы в перспективе, когда Индейская территория перестанет быть самостоятельной административной единицей, живущей по своим законам, смогли выкупать у новоиспеченных владельцев землю, переставшую быть коллективной собственностью всего племени. Что, собственно, и произошло, после того как в 1907 году Великие Равнины, на территории которых к тому времени жило (да и по сей день живет) более 30 трайбов, утратили статус независимой Индейской территории и превратились в штат Оклахома.


Во время Гражданской войны чероки, казалось бы достаточно натерпевшиеся от несправедливого отношения белых поселенцев, присоединились не к северянам, сражавшимся за права угнетенных, а к Конфедерации.


Примерно в это же время федеральный суд обязал племя предоставить «черным чероки» и право на долю федеральных выплат на душу населения, которые до этого момента получали только чероки «по крови».

По крови, а не по паспорту

История о торжестве справедливости могла бы на этом и закончиться, если бы почти 80 лет спустя, в 1983 году, Росс О. Свиммер (Ross O. Swimmer), возглавлявший тогда трайб чероки (должность вождя племени — выборная, занимать ее, так же как и пост президента США, больше 2 сроков нельзя), не выпустил специальный указ — Certificate of Degree of Indian Blood. Согласно этому документу, каждый член трайба должен был получить специальный сертификат «степени индейской крови», который предоставлял его обладателю возможность не только голосовать на выборах внутри племени, но и пользоваться всеми преференциями и благами, предоставляемыми племенем его членам. А список этот довольно внушительный — от бесплатного медицинского обслуживания и возможности получать образование за счет трайба до строительства домов для граждан племени за символические деньги и ощутимой материальной помощи при оплате аренды жилья, не говоря уже о «продуктовой корзине» для семей с низким доходом.


Каждый член трайба должен был получить специальный сертификат «степени индейской крови».


Основным доказательством принадлежности к чероки были приняты списки той самой переписи населения Dawes Rolls, которую федеральное правительство проводило с 1899 года по 1906-й. В этих списках было 2 категории: чероки и вольноотпущенники. К первой категории относились не только «чистокровные» чероки, чьи семьи из поколения в поколение принадлежали к племени, но и дети от смешанных браков, причем не только с белыми американцами, но и с бывшими рабами. Чероки, включенные в состав трайба после Гражданской войны, шли отдельным списком — как freedmen. Потомки тех, чьи фамилии оказались в этом списке, в категорию «чероки по крови» не вошли. В итоге с принятием акта об «индейском сертификате» 25 тыс. детей и внуков тех, кто когда-то был собственностью индейцев, оказались, что называется, за бортом.

Колонки: «Я — чероки!» — потомок черных рабов рис 3

Дети и пасынки индейского царя

Расовый скандал, разгоревшийся на почве разделения чероки на «правильных» и «неправильных», продолжался более 15 лет. Freedmen объясняли свое возмущение тем, что их, чьи семьи более века верой и правдой служили племени чероки, лишили культурного наследия. Разумеется, были для этого протеста не только духовные, но и материальные причины. Оказавшись исключенными из состава трайба, «черные чероки» потеряли множество льгот, которые коренные народы Америки получают от федерального правительства и самого племени — одной самых богатых общин native americans, в собственности которой — казино, недвижимость и земли. Не обошлось и без расовых претензий. Глава Ассоциации потомков freedmen (Descendants of Freedman Association) Мэрилин Ванн (Marilyn Vann) в одном из интервью высказалась довольно определенно: «Многие чероки (с сертификатами) в основном белые — люди, которые никогда не подвергались дискриминации... и прожили привилегированную жизнь белых».


Расовый скандал, разгоревшийся на почве разделения чероки на «правильных» и «неправильных», продолжался более 15 лет.


Лидеры же племени объясняли свою позицию тем, что принадлежность к трайбу — это не вопрос расы. На момент исключения потомков freedmen из племени в нем насчитывалось около 1,5 тыс. чернокожих чероки, которые не утратили своих прав, поскольку их потомками были не только рабы, но и индейцы.

«Это не клуб; вы не можете просто претендовать на то, чтобы быть чероки и на основе вашего желания получить в нем членство, — пояснял член совета племени Кара Коуэн Уоттс (Cara Cowan Watts). — Народ чероки подавляющим большинством проголосовал в Конституции за то, что мы хотим остаться индейским племенем, состоящим из индейцев».

При этом, по своим требованиям к наличию и количеству индейской крови чероки довольно «либеральны». В то время как некоторые трайбы рассматривают заявку на вступление только в том случае, если индейцами были как минимум бабушка или дедушка, чероки в качестве доказательства принимают упоминание хотя бы одного родственника по прямой линии, имя которого значится в списках той самой переписи населения начала XX века — Dawes Roll.

Колонки: «Я — чероки!» — потомок черных рабов рис 4

Однако эти заявления потомкам freedmen показались неубедительными, и за свое право вернуться в племя они принялись бороться не на шутку. К счастью, все происходило цивилизованно — в судебных залах. Не собирались сдавать свои позиции и «сертифицированные» native americans. Когда в 2006 году Верховный суд Чероки вынес решение о восстановлении в правах потомков freedmen, заявив, что действия правительства племени являются неконституционными, глава трайба Чад Корн «Тассел (Кукурузная Кисточка)» Смит (Chad «Corntassel» Smith) предложил провести референдум, результаты которого должны были отменить решение суда. И вновь по итогам голосования, 75% участников которого высказались против «чероки не по крови», потомки freedmen были опять поражены в правах.


Народ чероки подавляющим большинством проголосовал в Конституции за то, что мы хотим остаться индейским племенем, состоящим из индейцев.


И снова «черные чероки» обратились в суды, обрушив на трайб сотни исков и апелляций. В 2011 году в противостоянии приняло участие даже Министерство жилищного строительства и городского развития США, которое заморозило выделение средств в размере $33 млн — до тех пор, пока правительство чероки не согласилось предоставить потомкам freedmen право голоса на предстоящих выборах вождя. Под давлением трайб согласился выдать «черным чероки» бюллетени, но полностью в правах, позволяющих пользоваться всеми привилегиями Native Americans, они восстановлены все же не были.

Финальный аккорд

За годы противостояния и та и другая сторона потратили немало сил, времени и денег на обсуждения и разбирательства. Точка в конфликте была поставлена 30 августа 2017 года.

Именно в этот день Окружной суд США вынес решение в пользу «черных чероки», постановив, что в соответствии со статьей 9 Договора 1866 года (Cherokee Treaty of 1866) потомки освобожденных рабов имеют такие же права, как и чероки по крови.

На следующий же день генеральный прокурор племени Тодд Хембри (Todd Hembree) выступил с заявлением о том, что трайб подавать апелляцию не будет.

Колонки: «Я — чероки!» — потомок черных рабов рис 5

Правда, как выяснилось недавно, у этой истории может быть еще один поворот. Теперь на гражданство чероки претендуют еще и потомки освобожденных рабов, которые когда-то сами добровольно выбрали себе статус вольноотпущенников, отказавшись от статуса чероки. Случилось это в начале 1900-х годов, когда по решению федерального правительства каждый взрослый член племени (независимо от происхождения) получил в собственность те самые 160 акров земли. Чтобы сохранить целостность трайба, его старейшины приняли решение, запрещающее чероки в течение определенного времени выставлять свои земельные наделы на продажу. На вольноотпущенников (freedmen) это правило не распространялось. Чтобы воспользоваться возможностью поправить свое финансовое положение, некоторые потомки освобожденных рабов объявили о своем желании называться не чероки, а freedmen, что и было записано в официальных документах. Их же потомки считают иначе. Взвесив все pro и contra, они бы хотели стать членами племени чероки. Станут ли? На этот вопрос ответит суд.

«Я — чероки!» — потомок черных рабов обновлено: 20 августа, 2019 автором: Неля Иванова
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Мы не несем ответственность за содержание публикаций колумнистов. Редакция может быть не согласна с мнением автора. Все материалы сохраняют авторский стиль, орфографию и пунктуацию.
Главные новости дня