Колонки: Виктор Шендерович о цензуре в России

30 апреля в Стэнфордском университете состоялась встреча известного российского сатирика, публициста и драматурга Виктора Шендеровича, посвященная эволюции цензуры в современной России. Гость из Москвы поделился с представителями диаспоры своими мыслями насчет ситуации в информационном пространстве, роли юмора и сатиры и поведения российской интеллигенции в условиях «мягкого тоталитаризма».

Сходство с предшественниками

С одной стороны, по мнению Шендеровича, тоталитарные тенденции сегодняшней России очень похожи на то, что делали все авторитарные режимы, притом не только в российской истории.

Колонки: Шендерович

«Даже если мы обратимся к древней истории, Россия, фактически, не победила Золотую Орду, а лишь заимствовала ее инструментарий подавления свободы. Можно сказать, что с определенного момента ставка Золотой Орды перенеслась в Москву, просто мы научились обходиться без Батыя. И этот сценарий не раз повторялся в последующем. Каждый новый тоталитарный режим при всех идеологических отличиях усовершенствовал репрессивный механизм предыдущего. Так, большевики взяли на вооружение и многократно ужесточили инструментарий, используемый в царской России», – рассуждает сатирик.

По его словам, Владимир Путин в этом плане мало отличается от своих предшественников, также пытавшихся выстроить абсолютную власть с установления контроля над прессой.


Владимир Путин начал свое правление с разгрома НТВ


«Вспомним знаменитый «Декрет о печати» Ленина, который провозглашался как «временная» мера для «пресечения потоков грязи и клеветы». Это очень напоминает современные российские законы. Гитлер тоже начал с информационной сферы, в обязательном порядке распорядившись установить радиоточку в каждый дом. Более того, за попытки выключить радио могла наступить ответственность. Потому неудивительно, что Владимир Путин начал свое правление с разгрома НТВ», – поясняет Виктор Шендерович.

Как пояснил драматург, еще в 2000 году президентская администрация предложила руководству НТВ три компромиссных требования. Во-первых, предлагалось прекратить транслировать расследование коррупции в Кремле. Во-вторых, необходимо было «изменить стиль освещения политики России в Чечне». В-третьих, руководству телеканала предписывалось убрать из сатирической программы «Куклы» изображение «первого лица».

«Было понятно, что подобный компромисс, фактически, означает капитуляцию, и мы не могли принять его», – вспоминает Шендерович.

Смех и страх

Виктор Шендерович отмечает: авторитарные власти не зря боятся сатиры. 

«Смех неопровержим, это свидетельство правды. Если бы шутка не отражала реальность, она не могла бы вызвать в людях столь живую реакцию. По сути, шутка – это и есть заостренная версия правды. Вспомним, что ознаменовало поражение коммунистов и будущий крах Советского Союза? Коллективный смех, когда огромное количество людей слушало выступления Жванецкого, буквально ловя каждое слово. Это явление стало массовым, и тогда уже было понятно, что у коммунистов просто нет социальной поддержки. О каком «строительстве коммунизма» могла идти речь, если власть вызывала у народа только смех? Именно поэтому, стараясь нанести свой удар по сатире и любому свободомыслию, авторитарные правители действуют весьма логично», – пояснил Шендерович.

По его словам, в путинской России данная тенденция доходит до поистине комичных масштабов. К примеру, в итоговой трансляции юбилейного вечера телеканала «Культура» был вырезан эпизод с чтением басен Крылова, поскольку руководство канала решило, что они звучат очень «антипутински». Подобные страхи разделяют многие сотрудники и гости канала, на одном из мероприятий отказавшись, к примеру, выступить с цитатами самых разных авторов, начиная от Платона и заканчивая Вуди Алленом, поскольку разглядели в них «оппозиционное звучание». 


в трансляции телеканала «Культура» был вырезан эпизод с чтением басен Крылова, поскольку руководство канала решило, что они звучат очень «антипутински»


«Хуже всего то, что в последние десятилетия уровень самоцензуры превзошел даже уровень официальной цензуры. К примеру, мне точно известно, что из Кремля не поступало официального запрета на мои спектакли и творческие вечера. Однако многие организаторы встреч стали по собственной инициативе отменять мои выступления и вычеркивать мое имя из афиш. Такое поведение, конечно, символизирует деградацию и создает новое поколение людей, пронизанное рабской психологией. Разумеется, это не значит, что подобное поведение находится «в генах» у русского народа. Это не имеет отношения к генетике, речь идет лишь о новой социальной норме. Когда подобное поведение постоянно сознательно воспроизводится, оно действительно входит в привычку. По сути, ментальность – это и есть повторяющаяся норма», – сетует автор.

Симуляция свободы

При этом, по словам Виктора Шендеровича, в современной России встречаются сравнительно новые тенденции в сравнении с советской и прошлыми эпохами.

«Помимо борьбы с подлинной сатирой, Кремль старается подменить ее суррогатом. Вспомним проект «Мульт личности», внешне похожий на «Кукол». Казалось бы, там присутствовал даже персонаж Путина. Однако вся сатира этого мультика была направлена не на российские реалии, а против Запада, российской оппозиции и так далее. При этом Путин и его окружение выглядели в нем почти безупречно. И эта ситуация намного хуже, чем просто запрет на юмор. В случае, когда сатира запрещается, у общества возникает потребность в ней, и оно быстрее выздоравливает. В этом же случае симптомы не так очевидны, и люди постепенно привыкают к псевдоюмору», – предупреждает Шендерович.

По словам сатирика, важную лепту в создание иллюзии свободы вносят и так называемые «системные либералы», которые не просто принимают Путина «по необходимости», а активно пытаются изобразить несуществующую демократию.

«Эта симуляция свободы хуже, чем просто честное принятие несвободы. Либеральный грим тормозит возникновение потребности в подлинных изменениях», – отмечает публицист.

Прогнозы на будущее

Виктор Шендерович отметил, что, помимо попытки подменить собой свободные СМИ и создания «дозволенной сатиры», путинская цензура активно работает в Интернете, используя старые советские пропагандистские технологии.

«Это известные приемы, например, «тухлая селедка» – когда вокруг опасной правды накручивается такое количество грязи и лжи, что и сама правда вызывает у читателя отторжение. Кремль пытается дискредитировать информацию как таковую, смешивая правду с ложью или выбрасывая такое количество фейков, что люди перестают верить во что-либо в принципе. Иногда основной удар делается на дискредитацию не информации, а человека, который ее озвучивает. Все эти приемы известны из старых советских методичек», – рассказывает Шендерович.


Теперь, когда он [Путин] активно раздает российские паспорта за рубежом, у него появился новый предлог для войны под видом «защиты российских граждан»


При этом прогноз на будущее у писателя-сатирика оказался неутешительным.

«Нет никакой надежды на то, что Путин добровольно откажется от власти. Он будет пытаться сохранить ее любым способом, и таких способов существует не так уж и много. Первый и самый очевидный – это, конечно, присоединение Беларуси и создание формально нового государства. Если эта идея не реализуется, ему остается только война с последующим введением военного положения. Теперь, когда он активно раздает российские паспорта за рубежом, у него появился новый предлог для такой войны под видом «защиты российских граждан». Кстати, возможность подобного исхода хорошо прослеживается по поведению бизнеса. Сейчас особой популярностью в деловой сфере пользуются краткосрочные проекты, позволяющие получить доход и снять деньги до 2024-го года. Это показывает, что никто не знает, что ожидает нас после 2024-го», – резюмировал Шендерович.

Виктор Шендерович о цензуре в России обновлено: 20 августа, 2019 автором: Ксения Кириллова
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Мы не несем ответственность за содержание публикаций колумнистов. Редакция может быть не согласна с мнением автора. Все материалы сохраняют авторский стиль, орфографию и пунктуацию.
Главные новости дня