На специальном поле, где собираются чероки, проводят большое мероприятие пау-вау в честь национального дня этого племени.
Пау-вау — это что-то типа хоровода, но люди ходят друг за другом, а не лицом в круг, и не держатся за руки. Мне как-то довелось поучаствовать в таком круге, правда, это были маскоги, которые российскому читателю книжек про индейцев больше известны как племя Ручья. Пожилой индеец-маскоги позвал меня, я сначала отказывалась: мол, это же ритуал, а я с боку припеку. Он засмеялся, сказал, что можно, ведь главное камлание они все равно вот так на людях не проводят. И я вошла в этот круг. У женщин на ногах до колен были привязаны погремушки из панцирей черепах (черепаха — тотемный зверь маскоги, а у чероки — волк), напоминавшие щитки хоккеистов. Они шагали каким-то особым шагом, и панцири с камешками внутри создавали ритм, а шаман пел что-то свое. И хотя это было скорее декоративно-познавательное пау-вау, все равно в нем чувствовалось что-то очень глубинное, коренное. После круга буквально впадаешь в состояние, близкое к трансу, и совершенно не хочется уходить.
В праздники индейцы (у нас, вообще-то, это слово не в чести, здесь говорят native Americans, хотя госпиталь и полиция вполне индейские, и никого это не коробит) могут водить пау-вау сутками, находясь в состоянии совершенного транса.
Интересно, что точно так же камлают на своем празднике Ысыах якуты. Это еще один аргумент в пользу того, что индейцы — близкий народ к нетитульным народам России. Якуты по языку — родственный народ татарам. А татары, по некоторым исследованиям, — родственники индейцев.
Я не очень понимаю, как тест ДНК может определять национальную принадлежность, но азарт проверить татарскую половину себя на родственность индейской половине мужа не дает покоя.