Номинанты на 90-ю премию «Оскар» были объявлены несколько недель назад, и, как мы уже успели убедиться, в категории «Лучший фильм» в этом году представлены картины действительно достойные и на любой вкус, от научной фантастики до драматического исторического кино. Один из номинантов — «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона, удостоившаяся 6 номинаций, в т. ч. в категориях «Лучший режиссер» и «Лучший оригинальный саундтрек».
Сюжет фильма разворачивается в послевоенном Лондоне 1950-х годов вокруг кутюрье Рейнольдса Вудкока — настоящего бога британской модной индустрии. Среди его клиентов — весь цвет общества: члены королевской семьи, аристократы, кинозвезды — словом, все, кто может себе позволить жить на широкую ногу. Андерсон, снявший «Нефть», «Магнолию» и «Ночи в стиле буги», говорит, что на «Призрачную нить» его вдохновили такие культовые дизайнеры, как Кристиан Диор и Кристобаль Баленсиага.
Дэниел Дэй-Льюис воплощает на экране английского мэтра — привередливого и вздорного, обделенного чувством юмора, однако в избытке одаренного способностью эпатировать и поражать. Женщины нескончаемым потоком проходят через жизнь Вудкока, служа убежденному холостяку источником вдохновения и общения.
Однажды в загородном отеле Рейнольдс встречает застенчивую официантку-немку — и влюбляется в нее. В Алме (Вики Крипс) он видит изящество и красоту, которых не замечал прежде никто другой, даже сама женщина. Для Вудкока Алма не просто потенциальная любовница — она потенциальная собственность, живая кукла, которую он может одеть, как сочтет нужным.
На первый взгляд кажется, что «Призрачная нить» — это фильм о жестком и властном человеке, пытающемся заставить хрупкую женщину подчиниться его воле. Но все не так просто. Этот фильм сродни головоломке: вам кажется, что вы наконец нашли ключ к разгадке, как вдруг открывается новая, совершенно неожиданная грань.
«Призрачную нить» можно даже назвать комедией — в мрачном и несколько извращенном смысле. Юмор здесь тоже присутствует, однако он настолько тонок, что невнимательный зритель может его и не уловить.
Настоящей королевой сцены можно смело назвать Вики Крипс. Первую половину зритель гадает, что же собой представляет Алма, которая по мере развития сюжета меняется и растет. Динамические романтические отношения между Рейнольдсом и Алмой принимают совершенно неожиданные формы, и, когда зрителю начинает казаться, что все встало на свои места, ткань повествования рвется, обнажая нечто удивительное.
Третьим пазлом картины становится Лесли Манвилл в роли сестры Рейнольдса — Сирил. Отношения между братом и сестрой кажутся по меньшей мере нетрадиционными. Напрашивается сравнение с миссис Дэнверс из романа Дафны Дюморье «Ребекка». Она всегда рядом, всегда настороже и во всеоружии. И она — единственная женщина в жизни Рейнольдса, которая понимает его. Именно Сирил выручает брата из неприятных ситуаций, когда он слишком взволнован, чтобы справиться с ними самостоятельно.
Режиссура Андерсона, роскошная картинка фильма, потрясающая актерская игра и великолепный саундтрек Джонни Гринвуда делают «Призрачную нить» реальным претендентом на престижнейшую награду мировой киноиндустрии. Фильм никого не оставит равнодушным. Не удивимся, если к концу просмотра вы поймаете себя на том, что невольно улыбаетесь.