Со стороны покупка дорогих подарков, да и дорогих вещей в принципе, может казаться как минимум не разумной, а как максимум – полным неумением вести собственный бюджет. Тем не менее, дорогие, элитные продукты, как магнит манят покупателей, заполоняя все их мысли и желания. На самом деле, нет нужды выкидывать 700 долларов за пару туфель или 2 тысячи за красивый винтажный холодильник. Но в цену этих продуктов заложены не только практические качества самого предмета, но и нечто большее. По сути, дорогие вещи помогают людям показать остальным, что они собой представляют, или как бы они хотели, чтобы окружающие их воспринимали.
Желания, статус и роскошь являются концептами, которые исследуются учеными давно. Одной из самых известных книг на эту тему является труд Торштайна Веблена, социолога и экономиста, опубликованный в 1899 году. Веблен предполагает, что покупка предметов роскоши дает людям информацию об определенном статусе человека, совершившего такое действие. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, автор сравнивает дорогие покупки с павлиньим хвостом. Обзаводясь элитными вещами, дорогостоящей недвижимостью и посещая мероприятия «для избранных» человек, как павлин, сигналит другим членам своей социальной группы о своем богатстве.
Французский философ Пьер Бурдьё дает несколько иное объяснение пристрастия к роскоши. Он пишет о том, что покупка дорогих вещей является не только попыткой показать другим свой статус, но также своеобразным символом принадлежности к определенной общности. Можно даже утверждать, что наше современное пристрастие ко всему аутентичному и сделанному на заказ представляет собой попытку приобрести какой-то смысл в том, что мы потребляем. Потребительские предпочтения редко из индивидуального выбора человеческого интеллекта. Они берут свое начало в более сложном, несколько неясном желании быть частью чего-то большего, чем мы сами.
Потребление не происходит в вакууме. Вещи, которые мы покупаем, люди, с которыми мы общаемся, места, где мы живем и места, которые мы посещаем - все это обладает определенным смыслом.
Например, согласно результатам исследования ученых Хаддерса и Панделаре, некоторые женщины покупают дорогие дизайнерские сумочки и туфли, не только для того, чтобы продемонстрировать свое социальное положение, но еще и для того, чтобы поднять свою самооценку и не дать соперницам увести их партнеров. При этом к подобной мотивации склонны не только женщины, состоящие в постоянных отношениях, но и одинокие барышни, надеясь таким образом привлечь более состоятельного кавалера.
Не только женщины жаждут обладать предметами роскоши. В равной степени этим страдают все: мужчины, женщины, люди в возрасте, дети, бедные, богатые. Люди хотят иметь то, чего получить не могут. В ДНК у каждого человека записано желание выделяться среди остальных индивидуумов. И то, что мы потребляем, лучше всего помогают четко выделить эти различия.
Кроме того, образы богатства, которые предлагаются публике при помощи всех видов медиа во многом определяют мировосприятие людей, создавая в их сознании образ, что жизнь должна быть роскошной. Это искажает взгляд на реальность, подгоняя человеческие убеждения под то, что диктуют телевидение, реклама и интернет.
Мы являемся продуктом культуры, в которой мы живем, и мы покупаем продукты, чтобы укрепить нашу связь с этой культурой. То, что мы хотим, и что побуждает нас покупать предметы роскоши можно понять, только рассматривая большие человеческие вопросы.
Очень сложно с позиций логики объяснить, зачем люди выкидывают немалые деньги на дорогие билеты в театр, породистых животных, раритетные машины или коллекционное оружие. Но, знаете, быть человеком – это нечто большее, чем просто быть рациональным.