Вопрос этот отнюдь не праздный. Популярность живописи связана с тем, что около 80% информации об окружающем мире человеческое общество получает через зрительный анализатор, а полученная картинка используется для принятия практических решений. Что же такое живопись, в какой форме может существовать она сегодня и существует ли потребность нашего общества в живописи вообще? По утверждению Википедии «живопись есть воспроизведение разнообразных явлений жизни при помощи окрашенности и освещённости предметов через хроматические тона спектра». Естественно, в рамках человеческого интеллекта это воспроизведение может быть только авторским и в той или иной мере прогностическим и концептуальным.
Evgeny Gegouzin. Old Line. Старина. 2019. Acrylics on canvas. 100x100 cm.
В этом случае используемые материалы, тематика, форма или иные параметры творчества будут относиться уже к таким (стилистическим, тематическим и пр.) признакам живописи, как картина, роспись, пейзаж, реализм, модернизм и т. д. Учитывая многочисленные факторы информатики и гностики, участвующие в формировании зрительной картинки, при превалировании определенных из них, мы будем получать какие-то иные формы этого видения. Формы эти, или практики, основанные на выделении тех или иных характеристик, могут быть определенными стилями живописи, типа импрессионизма или барокко. Если рассматривать также и ментальные факторы, поскольку речь идет именно о воспроизведении, то вышеуказанные аберрации возможны не только в цвете и форме, но и в пространстве и времени, как, например, кубизм или космизм.
Evgeny Gegouzin. Modern Line. Модерн. 2020. Acrylics on canvas. 100x100 cm.
Различные практики живописи, как в 20-м, так и в 21-м веке могут быть целиком построены на различных аберрациях, при этом многое из них являются достаточно успешными – взять тот же концептуализм. Символ же, как обобщенное явление, является одним из древнейших факторов и лежит в основе направления концептуального символизма в живописи, которое получило развитие, не только в связи с выходом идеи за рамки текущего явления, но и благодаря формированию представления о Символе, как об образе времени и пространства. Как направление, символизм в живописи также развивается и его пути развития неотделимы от вопросов о замене интеллекта естественного на интеллект искусственный и связаны с ограниченными возможностями современного общества: а именно, с банальной нехваткой памяти и несовершенством программ управления, с одной стороны, и с запутанностью самих представлений об интеллекте, а с другой.
Evgeny Gegouzin. Mask. Маска. 2020. Acrylics on canvas. 100x100 cm.
Ответ на вопрос о потребности современного общества в живописи также выглядит достаточно проблематичным. Ведь информационная потребность человеческого общества, в значительной мере, удовлетворяется качественной цифровых фотографией, а гностическая потребность резко снижена, как в связи с развитием «общества потребления», так и в связи с отрицательной пассионарностью индивидуумов и возможной заменой естественного интеллекта на искусственный, где живопись не нужна по определению. Сложно прогнозировать тенденции развития общества, однако, в настоящий момент они вызывают опасения своей антигуманной направленностью.
Evgeny Gegouzin. Dreams. Видения. 2021. Acrylics on canvas. 100x100 cm.
В то же время, говоря об искусстве живописи, нельзя забывать о том, что такое творчество есть наглядная форма понижения энтропии системы, создания сложного из простого, той области, где созидательная деятельность Творца противостоит разрушительной силе Стихии. Указанные тенденции характерны для любого человеческого сообщества, а вопрос существования живописи в постиндустриальном обществе напрямую связан с проблемами доминирования в нем искусственного интеллекта.
Дополнительная информация www.newlinearte.com