общество
люди
самит
выборы
история
протестующие
СВО
Мара Тамкович: «Только когда я сама посмотрела свой фильм, я поняла, что он – про надежду»
На нью-йоркском кинофестивале Tribeca Film Festival состоялась мировая премьера фильма «Под серым небом»/«Пад шэрым небам» белорусского режиссера Мары Тамкович. Это ее дебютный полный метр – и первый игровой фильм белорусского авторства, художественно осмысляющий события 2020 года и последовавшие за ними репрессии. Прототипы главных героев – журналистка Катерина Андреева, осужденная на 8 лет за «шпионаж» (на самом деле – за стрим с протестов) и ее муж Игорь Ильяш, который до сих пор остается в Беларуси и ждет ее. Как реагируют на фильм о Беларуси посетители нью-йоркского кинофестиваля – и что сама Мара Тамкович рассказывает о своем фильме? На премьере зал практически полон – и это не только экспаты-белорусы. Впрочем, Мара и сама такой экспат, с 2006 года она живет в Польше – но никогда не теряла связи с Беларусью. На экране – история, которую, пожалуй, целиком считывают именно белорусы: две журналистки ведут стрим с уличного протеста во дворике из окна высотного дома. Это ноябрь 2020 года. Люди пришли почтить память жившего в этом дворике художника Романа Бондаренко, до смерти избитого силовиками за то, что помешал им срывать с ограждения бело-красно-белые ленточки. Во время стрима все очень напряжены, особенно жильцы квартиры. Дворик окружает ОМОН. К окну подлетает милицейский дрон. Кто-то уже ломится в дверь. Одна из девушек успевает позвонить мужу: «нас, походу, возьмут, позвони в редакцию».