Том Вулф — ведущий представитель школы «нового журнализма», возникшей в США в середине 60-х годов. Речь идет о направлении в американской публицистике, которое по-своему выразило присущий литературе США минувшего десятилетия дух бескомпромиссного анализа, острой социальной проблематики и разоблачения разного рода мифов относительно "великого общества" и «всеобщего процветания».
Хотя подобный анализ нередко сопровождался у «новых журналистов» левацкими крайностями и отрицанием каких бы то ни было демократических элементов в общественной жизни и в культуре, сама попытка возродить традицию документально-обличительного исследования механики буржуазной социальной системы в ее различных проявлениях, несомненно, помогла обогащению реалистической американской литературы последних лет.
Традиция, которой следует «новый журнализм», имеет в литературе богатую историю — достаточно вспомнить о книгах «разгребателей грязи», о «людях бездны» Джека Лондона, романах молодого Эптона Синклера и г. д. Подобно своим предшественникам, «новые журналисты» делают основной упор на фактологическую достоверность, на убедительность и выразительность документального свидетельства. Они широко используют данные статистики газетные сообщения, магнитофонные записи и стенограммы бесед с участниками описываемого события. Вместе с тем для их произведений очень важна открыто заявленная позиция автора, который выступает не просто как хроникер и комментатор, а как главное действующее лицо в исследуемом конфликте.
По жанру произведения «новых журналистов» часто в такой же мере являются записками и дневниками, в какой — публицистическим материалом или очерком. В этом отношении они близки, например, книге Нормана Мейлера «Майами и осада Чикаго» которую сам автор характеризует определением «роман как история, история как роман». Том Вулф — автор ряда книг, посвященных различным аспектам американской общественной и культурной жизни 60-70-х годов, составитель и редактор антологии «Новый журнализм» (1973).
Ему свойственно стремление, сохранив непосредственность и оперативность репортажа, в тоже время «усовершенствовать» фактографию за счет искусного монтажа свидетельств, которые в своей совокупности наглядно обнажают изгнан того или иного примелькавшегося явления действительности. Образ повествования, чьи эмоциональные реакции в рассказе Вулфа не менее важны, чем вызвавшие их события, придает его произведениям сходство с документальным романом.
Среди других «новых журналистов» Вулф выделяется пристрастием к пародии и памфлету; его ирония подчас отдает «веселым нигилизмом» левацкого толка, однако ему трудно отказать в наблюдательности, точности многих характеристик и оценок. Содержащие в себе немало спорного, книги Тома Вулфа тем не менее привлекли к себе внимание серьезных читателей в США. Работая на стыке журналистики и литературы, он намечает пути, на которых возможно дальнейшее развитие американской социально-аналитической прозы.