Местоположение всего комплекса и архитектоника центрального здания демонстрируют верховенство закона. Помпезный и торжественный Капитолий возвышается над другими вашингтонскими постройками, а в его внутреннем убранстве гармонично сочетаются мотивы уважения к истории становления демократии в США и напоминания о статусе законодательного собрания.
Процесс строительства Капитолия
Начавшись в 1793 году, официально возведение Капитолия продолжалось на протяжении полувека. После завершения проекта в течение второй половины XIX и во всем XX веке здание совершенствовалось в основном с инженерной точки зрения: модернизировались коммуникации, проводились линии лифтов, устанавливались компьютеризированные системы связи и контроля.
Ключевыми фигурами, ответственными за габитус и местоположение комплекса были:
- П.Ш. Лафант – градостроитель, роль которого в истории ограничилась выбором места для постройки. Он предложил в этом качестве использовать возвышенность Дженкинс, позднее названную Капитолийским холмом. Поскольку инженер так и не представил правительству плана постройки, то от его услуг довольно быстро отказались.
У. Торнтон – шотландский архитектор-любитель, его идеи простоты и величия сооружения понравились Д. Вашингтону и проект начал реализовываться. Под руководством Торнтона работы велись медленно в силу скудности выделяемого бюджета. В итоге за этот период были возведены фундамент и общие очертания северного крыла.
Г. Латроб — специалист, авторству которого принадлежали многие успешные проекты в Филадельфии. Его стараниями было завершено обустройство северного и выполнено строительство южного сектора Капитолия, благодаря чему в 1800 году здесь впервые было проведено заседание Конгресса. Основы эффектности и монументальности зданий были заложены именно Латробом, ровно как и богатая отделка фасадов и интерьеров. Война с англичанами 1812-1815 годов не только повлекла масштабные разрушения в Вашингтоне, но и опустошила американский бюджет. Поэтому денег на оплату архитектурных и интерьерных изысков ваятеля не хватало, и было решено сотрудничество прекратить.
Ч. Булфинч – не столь творческий как его предшественник, однако рациональный архитектор, сумевший всего за 12 000 долларов полностью отстроить центральную часть здания. При нем были отделаны сенатские и представительские помещения, Верховный Суд и галерея Восточного крыла – Капитолий в 1830 году получил статус завершенного проекта.
Т. Уолтер – зодчий, руководивший масштабными работами по расширению площадей. Но более он запомнился потомкам как разработчик знаменитого купола. Цель создания элемента определил А. Линкольн, который в сфере событий Гражданской войны стремился подчеркнуть объединение штатов. Первоначально купол был выполнен из чугуна и имел форму полусферы.
С усовершенствованием и увеличением конструкции исторический стиль ампир проявился в устройстве Капитолия более ярко, его облик приблизился к ярким соборам имперского стиля: Исаакиевскому в России, святого Петра в Италии, святого Павла в Англии.
Архитектурные черты стиля ампир
Экстерьерам Капитолия свойственны особенности форм и отделки высокого классицизма. Оформленный портиком главный вход показывает традиции дорического ордера, присущи такие элементы и куполу. Колонны с резными каменными капителями из листьев табака установлены на мощный стилобат с лестницей. Фриз украшен резным каменным рельефом с изображениями сцен борьбы американского народа за свободу.
Применены классические приемы украшения проемов и фасада зданий пилястрами со строгой симметрией и декором военной тематики: легионерскими знаками, скульптурой орлов, триумфальными венками. Нижние этажи выполнены в виде арочной галереи с правильными очертаниями и четкими линиями. Использование в облицовке белого мрамора усиливает впечатление торжественности и роскоши.
Отдельного внимания заслуживает венчающая купол шестиметровая статуя Свободы, созданная скульптором Т. Кроуфордом. В ее облике шлем с перьями, меч в правой руке и лавровый венок в левой, также подтверждают прославление воинской доблести, что опять-таки относит сооружение к эстетике ампир. Габариты скульптуры невелики, плюс находится она на вершине 87-метрового купола – рассмотреть конструкцию без бинокля нереально.
Интерьерные изыски Капитолия
Изначальный имперский жанр оформления помещений Капитолия можно увидеть только в уцелевшей после пожаров Старой Палате Верховного Суда. В здешнем убранстве четко прослеживается уподобление римским залам: массивные колонны упираются в арочные потолки, стены строго украшены рельефом, в комнатах расставлены тематические и исторические скульптурные композиции.
Для дизайнеров, туристов и искусствоведов особый интерес представляет ротонда Капитолия, в которой сохранилась фреска К. Брумиди, выполненная еще в 1865 году. Работа изображает Д. Вашингтона в окружении женщин в римских одеяниях и древних божеств, передающих знания людям. По задумке Брумиди картина символизирует уподобление первого президента Богу.
Круглое в плане пространство ротонды разделено на восемь ниш, разделенных пилястрами и порталами входных дверей. На украшенных каменными рельефом и бордюром стенах висят картины, отображающие ход американской истории. В скульптурном зале представлена выставка изваяний выдающихся персонажей от каждого штата. Есть в ротонде и коллекции важных для США документов, например Декларации независимости.
Имперский стиль идеально вписался в наружный и внутренний облик Капитолия. Подчеркивая величие нации, он символизирует стремление американцев к прогрессу, свободе и независимости.