Боб Марли - ямайский музыкант, гитарист, вокалист, и композитор, всеми узнаваемая и многими любима личность. Даже если вы далеки от музыки, то наверняка вы слышали песню "Do't worry be happy!" Да и внешность у этого исполнителя стиля рэгги довольно запоминающаяся: темнокожий парень с счастливой улыбкой, бородой, сигаретой в зубах и дрэдами. И даже по прошествии 40 лет после смерти певца его по праву считают самым известным исполнителем в этом стиле. И составить ему достойную конкуренцию не удалось никому по сей день, - сообщает profile.ru
Рэгги - это не просто жанр музыки. Это целая культура, образ жизни, религия, зародившаяся на Ямайке. Но именно благодаря Бобу Марли культура рэгги популяризировалась и в другие страны мира.
В день рождения короля рэгги, 6 февраля, мы вспоминали о том, как мир прославил Марли, сделав из него настоящего культурного героя.
Как все начиналось?
И если многие думают, что Марли был отцом стиля рэгги, то все они глубоко ошибаются. Он только популяризировал его в массы. А сам стиль зародился на Ямайке еще в конце 60-х прошлого века и представлял собой версию смешения двух стилей - ска и рокстэди. Первой группой, выпустившей сингл в этом жанре, считалась группа Toots and the Maytals. И произошло это событие в 1968 году.
Ямайская диаспора привезла этот стиль в Америку и Европу. В том же году популярная британская группа The Beatles записали песню Ob-La-Di, Ob-La-Da, в которой также прослеживался ямайский ритм.
Рэгги основательно прижился в Великобритании и особенно полюбился местным скинхедам. Но не стоит путать современных скинхедов, ассоциирующихся с расизмом, с английскими скинхедами 60-х годов, которые были не настолько ультраправыми на то время. К тому же британские скинхеды были преимущественно темнокожие, поэтому среди них в почете была "музыка черных".
За пределами Ямайки стили ска и рэгги считались музыкой субкультур. Так было до того самого момента, пока знаменитый гитарист и певец Эрик Клэптон не записал песню "I Shot The Sheriff", которая стала собственной версией песни Боба Марли и группы The Wailers, которую он прослушал на подаренной ему пластинке Burnin’ в 1973 году. Этой композиции светили первые места в американских чартах 1974 года. Это был настоящий прорыв, хит! Сочетание меланхолии с нотками трагизма сделали эту песню самой популярной на то время. И тут же у народа появилось желание узнать имя автора этого шедевра.
Детство и юность
К этому времени Боб Марли был уже узнаваемым артистом, но только у себя на родине. Мальчик Боб родился в довольно бедной семье, и с детства увлекался пением. Правда музицировать приходилось поначалу на самодельных музыкальных инструментах.
С самого детства на Боба наложили клеймо. Дело в том, что его отец был белокожим. За это его дразнили не только мальчишки во дворе и в школе, но и прабабушка, которая не упускала шанса прозвать маленького Марли “немецким мальчишкой”. В 50-х годах семья переехала в Тренчтаун - беднейший район ямайской столицы. Там парня тоже ждали насмешки.
Единственной отдушиной для Марли стала встреча с Мортимером Планно, который считался гуру растафарианства. Именно он стал духовным наставником и вдохновителем будущего певца. Приняв веру, будущий артист отрастил волосы, заплел их в дреды, что считалось одним из атрибутов расты, подозрительной и враждебной веры на то время. Ее приверженцев называли растаманами, что другими словами значило аутсайдеры. Но так как для Марли быть изгоем вошло уже в привычку, поэтому эта вера только сблизила его с такими же как он людьми, которые оказали ему поддержку.
У растаманов есть свой Бог по имени Джа. Расты курят марихуану, которая считается среди них священным растением, способным приблизить человека к Богу. Сейчас этим движением никого не удивишь, но в 60-е растаманов воспринимали как сектантов, пропагандирующих курение травки.
Первые шаги в музыке
Единственным спасением для Боба была музыка. Когда Марли работал в бригаде сварщиков, его познакомили с Дезмондом Деккером, который в свободное от работы время тоже занимался музыкой и записывал песни. Марли последовал его примеру, и так на свет появился первый сингл "Judge Not". 16-летний подросток своей песней призывал не судить людей строго.
Вместе с Банни Уэйлер (Невиллом) музыкант-аматор встретил третьего молодого человека, которого звали Уинстон Макинтош (после он взял себе сценический ник Питер Тош). Втроем они сформировали группу The Wailers. Все трое были на равных правах в группе, но при этом именно Марли сочинил большую часть песен для коллектива, и исполнение главных вокальных партий тоже принадлежало ему. Питер Тош умел отлично играть на музыкальных инструментах. После игре на гитаре обучился и сам Марли. Но именно нежелание уступать со стороны двух других товарищей Марли по группе негативно сказалось на существовании трио.
В 1963 году вышел первый сингл группы "Simmer Down", который прослыл настоящим хитов в родном Кингстоне. Эта песня стала обращением к молодежным группировкам города умерить свой пыл, прекратив разбои, драки и убийства.
И даже несмотря на то, что первый альбом группы под название The Wailing Wailers (1965) шел нарасхват, Марли и коллеги едва сводили концы с концами, потому что все деньги от продаж забирал себе продюсер, с которым спорить было просто опасно для жизни.
В желании улучшить свое материальное положение, Марли решил поехать на заработки в США: к тому моменту он уже успел жениться на Рите Андерсон и должен был кормить свою семью. Переехав в Денвер, Марли устроился уборщиком при отеле и даже успевал подрабатывать шофером на заводе «Крайслер». Чувствуя себя словно в клетке, Марли решил вернуться на родную Ямайку, где он хоть и был без гроша за душой, зато на свободе и с семьей.
Я уеду жить в Лондон...
Жизнь то и дело сводила музыканта с разными людьми. Так в конце 1960-х Марли знакомится с Ли «Скрэтч» Перри - местным продюсером-новатором, который надоумил Марли отойти от стиля ска и обратить внимание на стиль рэгги. Музыканту понравилась эта идея. Так вскоре Боб стал работать с рэгги-продюсером Лесли Конгом и композитором Джимми Норманом. Его жена Рита выступала в роли соавтора и певицы.
В жизни Боба Мврли и его группы начался новый виток. Они переехали в Лондон 70-х годов. Судьба их свела с Крисом Блэкуэллом, главой звукозаписывающей компании Island Records. Блэкуэлл сразу узрел в Марли небывалый потенциал:
«Я ведь занимался преимущественно рок-музыкой, важным аспектом которой всегда было бунтарство, образ бунтаря. И я понимал, что для продвижения ямайцев мне нужно что-то подобное. Но я не встречал никого, кто мог бы воплотить в себе этот мятежный образ, пока не увидел Марли. Он появился, и я понял, что нашел то, что искал».
Так в союзе с Блэкуэллом у группы вышло два альбома за один год: Catch A Fire и Burnin’.
Распад The Wailers
Посчитав Блэкуэлла корыстным человеком, в 1974 году Банни Уэйлер и Питер Тош решили уйти из группы. Марли же напротив, считал, что методы ведения музыкального бизнеса Блэкуэллом работают. Музыканту ничего не оставалось, как найти других певцов в группу, и ямайский стиль рэгги зазвучал по-новому. Это была более изящная музыка, но все с тем же присущим ей ямайским драйвом.
В 1975 году вышел новых хит группы "No Woman No Cry". Теперь Марли раскрылся на сцене по-иному. Хоть он и был маленьким, щупленьким, но во время концертов на сцене превращался в настоящего льва.
Его песни по-прежнему были полны глубокого смысла. Он не отходил от тем справедливости, равенства, войны, мира, любви и веры в Бога.
В 1976 году вышел в свет новый альбом Боба Марли Rastaman Vibration, который быстро стал бестселлером на территории Америки. Такой небывалый успех исполнителя стал причиной покушения на его жизнь 3 декабря 1976. Марли отделался легкими ранениями, его жене Рите попали в голову, но она выжила.
Покушение, которое произошло за два дня до запланированного концерта, не заставило Марли отказаться от выступления. Не напугала музыканта даже возможность повторного покушения на жизнь.
В 1978-м в Лондон к Марли приехали посланники с Ямайки, которые попросили музыканта вернуться на родину и спасти страну от разразившегося там политического конфликта, который уже успел перерасти в кровавую бойню. Марли согласился и сыграл концерт примирения, в конце которого два враждующих лидера даже пожали друг другу руки. Музыка Марли сотворила чудо.
Болезнь
В 1977 году Марли услышал страшный диагноз - меланома на большом пальце ноги. Образование оказалось злокачественным, но от ампутации пальца музыкант отказался. Все, на что решился Марли, это операция с удалением части кожного покрова и ногтя. Болезнь прогрессировала.
В 1978 году на Боба Марли было снова организовано покушение. Во время концерта в Зимбабве в концертный зал пустили слезоточивый газ. Но все обошлось.
Только не в сентябре 1980-го. Болезнь окончательно настигла артиста. Во время утренней пробежки Марли потерял сознание. Диагноз: многочисленные метастазы по всему телу. Но это не помешало Марли через два дня дать свой последний в жизни концерт, после чего он отправился в больницу, где восемь месяцев безуспешно лечился. После чего Марли решил лететь доживать свои последние дни на родину на Ямайку. Но этому не суждено было случиться. Его жизнь оборвалась 11 мая на 36 году жизни в больнице в Майами. Последними словами, которые он сказал своему сыну, были следующие:
«Жизнь не купишь за деньги».
21 мая тело певца перевезли на Ямайку, где и похоронили торжественно в одной из местных часовен.
Зачастую после смерти интерес к знаменитым личностям только возрастает, однако, как правило, это длится недолго. Но не в случае с Бобом Марли. Его песни до сих пор у многих на устах. Некоторые из них можно считать гимном свободы, хорошего настроения и беззаботности. Марли все так же остается самым известным исполнителем в стиле рэгги во все времена.