Каннский фестиваль долгое время воспринимался, как главный элитный конкурент мейнстримного Оскара. Последние несколько лет критики твердят, что былая слава экзотического артхаусного кино-коктейля на французской ривьере померкла. Минимум скандалов и открытий, максимум политкорректной конъюнктуры.
Периодически в этот европейский закрытый элитный клуб эстетов и кинокритиков врывается Ларс фон Триер с дикими криками и воинствующим эпатажем. И если бы не он, все было бы, пожалуй, тихо, слишком тихо.
К слову, в этом году фестиваль дал бы шанс о многом поспорить, сидя за океаном и обсуждая программу европейского аналога голливудской награды от киноакадемии, если бы другие новости оставили шанс Каннам забить все первые полосы СМИ.
Даже свадьбе Меган Маркл и Принца Гарри в американских таблоидах отвели больше времени и места. Хотя это вполне логично: история о дайверсити, сказка о Золушке, воплотившей американскую мечту, американский образ жизни vs сонный уютный мир британских снобов — типичный сценарий для следующего оскароносного фильма. Голливудская принцесса и британский принц — неплохое начало для типичного политкорректного мюзикла или мелодрамы.
Что мы пропустили, пока слушали как Гарри и Меган произносят клятвы в Вестминстерском Аббатстве?
Золотую Пальмовую Ветвь унес японский режиссер Хироказу Коре-эда за фильм "Магазинные воришки"
Вот сейчас вообще за дело. Фильм действительно здоровский. История одной очень бедной, возможно с размытыми моральными принципами, но вполне счастливой семьи — папа, мама, сын, дочь, бабушка и девочка-найденыш. Необычная, но невероятно приятная японская семья в которой абсолютно все не так как кажется, но это станет понятно ближе к финалу. И бабушка неродная, и папа с мамой не муж и жена, да и дети все без исключения чужие, но семья из них вполне убедительная и гармоничная. Хрупко скроенная идиллия сосуществования ранимых людей со сложной судьбой непременно развалится на мелкие кусочки, потому что именно так чаще всего и случается. Крепкий сюжет, пронзительные персонажи, никакого морализаторства, сложные вопросы, без практических руководств и лайфхаков — очень каннское кино, в лучших традициях фестиваля.
https://www.youtube.com/watch?v=3zJ3_JZnH_Q
Гран-При достался Спайку Ли за политический памфлет BlacKkKlansman, на злобу дня.
Более-менее ожидаемый выбор. Иронично местами даже смешно, на острую тему, хотя и с небольшим отставанием от основных событий. Внедрившийся в ККК черный полицейский — одновременно наивный и дерзкий сюжетный ход. Вроде бы старая история, но финальные кадры с Трампом и американский флаг, который теряет цвет — в копилку актуальности темы.
Главный скандалист фестиваля Ларс фон Триер не разочаровал
А вот сам Ларс остался разочарован недостаточным уровнем ненависти и отвращения, которую вызывал его фильм "Дом, который построил Джек".
В прошлый раз Триера показательно выгнали за каннскую дверь после пассажа о Гитлере на пресс-конференции. Возвращаясь после семилетнего изгнания, режиссер хочет доказать, что может лучше, жестче, может больнее.
В этот раз он привез фильм о серийном убийце, которого никто не ловит, потому что всем буквально плевать. Весьма символично. Зрители — не новички, а подготовленные к андеграундной черной драме; те, кто высидел "Антихриста" и "Нимфоманку" — уходили с показа, потому что детализированная и препарированная покадрово исповедь маньяка и откровенные сцены насилия пугают до чертиков. Критики, которые не заклеймили фильм как очередную садистскую киноленту вздорного режиссера, чья цель провокация ради провокации, сошлись во мнении, что эта картина Триера автобиографична: об искусстве и о табу в нем, или об их отсутствии.
Много жестоких сцен, отличная игра актеров, пугающе реалистичная работа оператора, сложная психологическая канва, и, как всегда, цвет и саундтрек играют отдельную роль в сюжетной линии.
Главная интрига Канн: Терри Гиллиам все-таки показал "Человека, который убил Дон Кихота"
Публика с интересом следила за судебным процессом Гиллиама и продюсера Паоло Бранко, бившихся за права на фильм, который режиссер снимал 20 лет. И, если бы автор "Бразилии" и "12 обезьян" проиграл, лента бы так и не добралась до Канн. Но справедливость восторжествовала и эпический проект в котором есть все — от изнанки профессии до русских олигархов — стал отличным финальным аккордом каннского фестиваля. Фильм достоин отдельного разговора и длинной рецензии.
Конечно, были протесты, это же кинофестиваль.
Дамы протестовали против гендерного неравенства в киноиндустрии, Азия Ардженто делилась подробностями того, как ее изнасиловал Харви Вайнштейн, Кристен Стюарт сняла туфли на шпильке в знак протеста против дресс-кода фестиваля и стала первой женщиной, которая босиком гуляла по знаменитой красной дорожке.
Русских в Каннах было много
В жюри основной программы взяли Андрея Звягинцева, а Особого взгляда — Кантемира Балагова. 8 мая фестивальную программу "Особого взгляда" открыл фильм "Донбасс" Сергея Лозницы гротеск о буднях жителей ДНР, в основной программе показывали "Лето" Кирилла Серебренникова и картину "Айка" Сергея Дворцевого. Классик французского кинематографа Жан-Люк Годар представил эпик вне жанра и сюжета, в котором было неожиданно очень много русского — кадры из "Александра Невского", "Ивана Грозного" отсылки к Сокурову и Высоцкому.
На каннской дорожке запретили селфи
Многие сочли запрет глупым и недальновидным, а аккредитованные фотографы довольно потирали руки. Так или иначе, директор фестиваля Тьерри Фремо уверен, что селфи — проявление чудовищной безвкусицы, а ей не место на красной дорожке. Каннский фестиваль поднимает почти упавшее знамя авангардистских тенденций, ждем новых запретов на селфи.