Шедевр на то и шедевр, чтобы хранить в себе тайный смысл. То, что лежит на поверхности, может заметить любой обыватель, и лишь не многим раскрывается истинная задумка автора.
Многие из картин, известных по всему миру, содержат скрытые послания от художников. Творцы великого, прибегая к символизму и собственной фантазии, намекали окружающим на серьезные темы, добавляли некую информацию или, в некоторых случаях, упражнялись в остроумии.
Книга «Искусство в деталях: 100 шедевров» («Art in Detail: 100 Masterpieces»), написанная Сьюзи Ходж, содержит объяснения, которые проливают свет на так называемые «пасхалки», которые невнимательный зритель вполне может не заметить.
«Каждый видит полотна по-разному. Но внимательность всегда окупается с полна. Чем больше вы знаете, тем больше секретов вам раскроют живописные шедевры».
Рассмотрим, например, картину Эдварда Мунка «Крик». Очевидно, что центральной фигурой является кричащий человек в центе. Но что за мрачные фигуры мы видим на заднем плане? Сам Мунк говорил, что фигуры – это двое друзей кричащего, которые продолжили свой путь, когда «главный герой» остановился в страхе и ужасе.
На картине «Портрет четы Арнольфини» кисти Яна ван Эйка на заднем плане, над зеркалом, можно рассмотреть надпись на латыни. Дословно ее можно перевести, как «Здесь был Ян ван Эйк 1434».
Жорж де Латур на своем полотне «Святой Иосиф» изобразил Иисуса Христа в восьмилетнем возрасте, который держит свечу, помогая своему отчиму, Иосифу, который был плотником. Иосиф держит в руках сверло, которым пытается просверлить отверстие в бруске дерева. Инструмент в руках святого напоминает крест, что является прямой отсылкой к будущему распятию Христа.
На картине «Менины» Диего Веласкеса присутствует художник, который, на самом деле, является самим Веласкесом. Это единственный автопортрет известного испанского мастера.